Экстремальное одиночество – так называли аутизм психологи и педагоги старого поколения. В современном мире особенные дети стали привычным явлением. Сегодня расстройством аутистического спектра (РАС) страдает примерно 1% всех людей. По данным ВОЗ, ту или иную форму аутизма находят у одного ребенка из 160.
Главная особенность аутичных детей – это проблемы с социальным взаимодействием и общением, повторяющая однотипная деятельность, склонность к стереотипным действиям. Зачастую основные усилия родителей и педагогов направлены на то, чтобы социализировать ребенка, научить его контактировать с окружающими. Это можно делать по-разному, в том числе с помощью грамотно подобранных игрушек.
На начальных этапах развития для детей с аутизмом выбирают так называемые стимминговые игрушки – приятные на ощупь, мигающие, с громким звучанием, с вращающимися деталями и т. п. Надолго оставлять аутичного ребенка наедине с такими “друзьями” ни в коем случае нельзя, иначе он серьезно “зависнет” на них – будет взаимодействовать много раз подряд и одним и тем же способом, все дальше отдаляясь от контактного общения. Использовать их можно разве что в качестве поощрения, совмещая с другими, менее привлекательными для ребенка обучающими материалами. Рассмотрим несколько примеров типичных стимминговых игрушек.
Игрушка Hola Toys “Счастливый мячик”. Представляет собой яркий пластиковый мяч с тремя окошками, а также со звуковыми и световыми эффектами. Громкость регулируется. В одном окошке крутятся цветные шарики, во втором – имитируется жизнь под водой, в третьем – “оживает” сад. Игрушка работает в двух режимах – динамическом и статическом. В первом подключается мотор и мячик вращается на 360 градусов.
Игрушка Viga Toys “Столик с лабиринтом”. Очень яркая композиция в виде маленького столика с выставленным на нем лабиринтом. Разноцветные деревянные бусины и сказочные герои (пчела, бабочка, сова) легко скользят по витиеватым металлическим дорожкам. На столике прочно закреплены небольшая деревянная горка и несколько фигурок животных.
У аутичных малышей свой темп развития. Чаще всего они предпочитают игрушки, предназначенные для детей более младшего возраста. Этого не надо бояться. Если у вашего ребенка есть потребность постоянно что-то вертеть в руках или даже грызть, надо отнестись к этому с пониманием и запастись соответствующими игрушками. Например, такими.
Погремушка-прорезыватель Hola Toys. Представляет собой яркий мячик-погремушку, на который нанизаны мягкие разноцветные кольца. Они изготавливаются из мягкого, безопасного для здоровья пластика, который можно сколько угодно щупать и грызть. Игрушка имеет европейский (EN71) и американский (АSTM) сертификаты качества.
Прорезыватель Huile Toys “Медвежонок”. Яркая разноцветная игрушка с рельефными деталями и подвижным шариком. Изготовлена из безопасного пластика, который не содержит бисфенол. Прорезыватель очень удобно держать в руках и грызть. Кроме того, его можно дезинфицировать при температуре до 110 градусов и даже 5 минут кипятить.
Главная задача, которая стоит перед родителями аутичных детей – это активизировать чувство осязания. Именно поэтому на первый план выходит тактильная подача любой информации, в том числе обучающей. Процесс обучения должен строиться таким образом, чтобы остановить формирование механических реакций и всячески поощрять любые попытки обобщения.
Практически все аутичные дети испытывают так называемый “сенсорный голод”, который объясняется нарушением обработки мозгом сенсорной информации. В результате, аутятам катастофически не хватает приятных тактильных и визуальный ощущений, которые частично могут компенсировать правильно подобранные игрушки.
Игрушка Hola Toys “Развивающий шар”. С виду напоминает сказочную гусеницу, сложенную из множества ярких, приятных на ощупь элементов разной формы. Они хаотично нанизаны на пластиковые дуги, легко скользят, вращаются, издают приятные звуки. Игрушка знакомит ребенка с цветами и формами, развивает мелкую моторику.
Набор Guidecraft “Тактильное домино”. Потрясающий инструмент для развития, в том числе и аутичных детей. В комплекте 28 двусторонних карточек: с одной стороны очертания различных продуктов (хлеб, мясо, овощи, фрукты), с другой – рифленые точечки. Все это выполнено в разных цветах и текстурах, которые на ощупь похожи на настоящие продукты. Набор помогает развить навыки сортировки, а также объединить тактильные ощущения и визуальное восприятие.
При воспитании аутичного ребенка сверхзадача, которую ставят перед собой родители и педагоги – это научить малыша хотя бы частично контактировать с социумом, не бояться и не отвергать его. Этому могут способствовать не только окружающие люди, но и игрушки. В идеале, они должны “втягивать” ребенка в групповые игры и поощрять формирование навыков общения.
Среди игрушек для детей с аутизмом особое место занимают музыкальные. Их влияние на эмоциональную сферу ребенка гораздо мощнее и масштабнее, чем мы можем себе представить.
Британский музыкант, профессор Университета Рохэмптона Адам Окельфорд, который уже более 40 лет обучает аутичных детей игре на фортепиано, утверждает, что каждый двадцатый его ученик имеет абсолютный музыкальный слух. Для сравнения среди обычных людей такая одаренность встречается примерно один раз на 10 000.
По мнению профессора, занимаясь музыкой, аутичный ребенок постепенно начинает осознавать, насколько звуки связаны между собой, и понемногу учится строить причинно-следственные связи.
Один из самых выдающихся учеников Адама – джазовый музыкант и композитор Дерек Паравичини. Среди его диагнозов не только РАС, но и полная врожденная слепота. Не зная шрифта Брайля и нот, Дерек способен мгновенно воспроизвести любую, даже невероятно сложную мелодию.
Начать музыкальное развитие аутичного ребенка можно с любого инструмента, в том числе с игрушечного.
Игрушка Viga Toys “Пианино”. Ярко-красный клавишный инструмент из натурального дерева для малышей от 18 месяцев. Выглядит и звучит очень реалистично. В распоряжении маленького музыканта 2 октавы (15 белых и 10 черных клавиш). Развивает музыкальный слух, гибкость пальцев, координирует работу рук и мозга.
Игрушка Hola Toys “Ксилофон-радуга”. Это миниатюрный музыкальный центр в виде ксилофона с колокольчиком, мини-барабанами и разноцветными клавишами, на которых изображены животные и цифры. Игрушка координирует работу рук и глаз, развивает ребенка с разных сторон – музыкально, эстетически, интеллектуально.
Заниматься с аутичным малышом необходимо в одно и то же время, в эмоционально комфортной среде. Занятия должны стать привычными, регулярными, прочно войти в биоритм детского организма. При таком подходе прогресс в развитии ребенка неизбежен. Терпение и труд, умноженные на доброту и любовь, обязательно принесут свои плоды.