ОПТОВЫЙ МАГАЗИН ДЕТСКИХ ТОВАРОВ
Статьи ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ: СОЦИАЛИЗАЦИЯ ШАГ ЗА ШАГОМ
К списку статей

ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ: СОЦИАЛИЗАЦИЯ ШАГ ЗА ШАГОМ

Игрушки для аутистов

Экстремальное одиночество – так называли аутизм психологи и педагоги старого поколения. В современном мире особенные дети стали привычным явлением. Сегодня расстройством аутистического спектра (РАС) страдает примерно 1% всех людей. По данным ВОЗ, ту или иную форму аутизма находят у одного ребенка из 160.
Главная особенность аутичных детей – это проблемы с социальным взаимодействием и общением, повторяющая однотипная деятельность, склонность к стереотипным действиям. Зачастую основные усилия родителей и педагогов направлены на то, чтобы социализировать ребенка, научить его контактировать с окружающими. Это можно делать по-разному, в том числе с помощью грамотно подобранных игрушек.

СТИММИНГОВЫЕ ИГРУШКИ

На начальных этапах развития для детей с аутизмом выбирают так называемые стимминговые игрушки – приятные на ощупь, мигающие, с громким звучанием, с вращающимися деталями и т. п. Надолго оставлять аутичного ребенка наедине с такими “друзьями” ни в коем случае нельзя, иначе он серьезно “зависнет” на них – будет взаимодействовать много раз подряд и одним и тем же способом, все дальше отдаляясь от контактного общения. Использовать их можно разве что в качестве поощрения, совмещая с другими, менее привлекательными для ребенка обучающими материалами. Рассмотрим несколько примеров типичных стимминговых игрушек.
Игрушка Hola Toys “Счастливый мячик”. Представляет собой яркий пластиковый мяч с тремя окошками, а также со звуковыми и световыми эффектами. Громкость регулируется. В одном окошке крутятся цветные шарики, во втором – имитируется жизнь под водой, в третьем – “оживает” сад. Игрушка работает в двух режимах – динамическом и статическом. В первом подключается мотор и мячик вращается на 360 градусов.
Игрушка Viga Toys “Столик с лабиринтом”. Очень яркая композиция в виде маленького столика с выставленным на нем лабиринтом. Разноцветные деревянные бусины и сказочные герои (пчела, бабочка, сова) легко скользят по витиеватым металлическим дорожкам. На столике прочно закреплены небольшая деревянная горка и несколько фигурок животных.

ИГРУШКИ-ГРЫЗУНКИ

У аутичных малышей свой темп развития. Чаще всего они предпочитают игрушки, предназначенные для детей более младшего возраста. Этого не надо бояться. Если у вашего ребенка есть потребность постоянно что-то вертеть в руках или даже грызть, надо отнестись к этому с пониманием и запастись соответствующими игрушками. Например, такими.
Погремушка-прорезыватель Hola Toys. Представляет собой яркий мячик-погремушку, на который нанизаны мягкие разноцветные кольца. Они изготавливаются из мягкого, безопасного для здоровья пластика, который можно сколько угодно щупать и грызть. Игрушка имеет европейский (EN71) и американский (АSTM) сертификаты качества.
Прорезыватель Huile Toys “Медвежонок”. Яркая разноцветная игрушка с рельефными деталями и подвижным шариком. Изготовлена из безопасного пластика, который не содержит бисфенол. Прорезыватель очень удобно держать в руках и грызть. Кроме того, его можно дезинфицировать при температуре до 110 градусов и даже 5 минут кипятить.

СЕНСОРНЫЕ ИГРУШКИ

ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ: СОЦИАЛИЗАЦИЯ ШАГ ЗА ШАГОМ

Главная задача, которая стоит перед родителями аутичных детей – это активизировать чувство осязания. Именно поэтому на первый план выходит тактильная подача любой информации, в том числе обучающей. Процесс обучения должен строиться таким образом, чтобы остановить формирование механических реакций и всячески поощрять любые попытки обобщения.
Практически все аутичные дети испытывают так называемый “сенсорный голод”, который объясняется нарушением обработки мозгом сенсорной информации. В результате, аутятам катастофически не хватает приятных тактильных и визуальный ощущений, которые частично могут компенсировать правильно подобранные игрушки.
Игрушка Hola Toys “Развивающий шар”. С виду напоминает сказочную гусеницу, сложенную из множества ярких, приятных на ощупь элементов разной формы. Они хаотично нанизаны на пластиковые дуги, легко скользят, вращаются, издают приятные звуки. Игрушка знакомит ребенка с цветами и формами, развивает мелкую моторику.
Набор Guidecraft “Тактильное домино”. Потрясающий инструмент для развития, в том числе и аутичных детей. В комплекте 28 двусторонних карточек: с одной стороны очертания различных продуктов (хлеб, мясо, овощи, фрукты), с другой – рифленые точечки. Все это выполнено в разных цветах и текстурах, которые на ощупь похожи на настоящие продукты. Набор помогает развить навыки сортировки, а также объединить тактильные ощущения и визуальное восприятие.

ИГРУШКИ ДЛЯ ГРУППОВЫХ ИГР

#imag103#

При воспитании аутичного ребенка сверхзадача, которую ставят перед собой родители и педагоги – это научить малыша хотя бы частично контактировать с социумом, не бояться и не отвергать его. Этому могут способствовать не только окружающие люди, но и игрушки. В идеале, они должны “втягивать” ребенка в групповые игры и поощрять формирование навыков общения.

  1. Строительно-созидательные наборы – кубики, блоки, мозаики, конструкторы, пазлы. Идеально подходят для создания символических навыков игры. Помогают наглядно увидеть соотношение частей и целого, развить целенаправленную деятельность, осознанную внимательность. Кроме того, совместное строительство “заставляет” ребенка взаимодействовать с другими детьми, координировать свои действия в зависимости от конечной цели. Рассмотрим несколько примеров.
    Игрушка Viga Toys “Занимательные горки”. Состоит из деревянных строительных блоков. В наборе 49 деталей, из которых можно собрать не менее 10 вариантов лабиринтов и с интересом наблюдать, как по ним прыгает шарик. Игрушка развивает инженерные навыки, поощряет социальное взаимодействие.
    Guidecraft “Арки и тоннели большие”. Состоит из 2 тоннелей и 8 арок, изготовленных из березовой фанеры. Края мягко закруглены, поверхность гладко отшлифована. Игрушка развивает двигательные навыки, пространственное мышление, приучает детей к коллективной деятельности.
  2. Водно-мыльные игрушки – идеальны для аутичных детей любого возраста. Ими легко увлечь, заинтересовать, успокоить. Это могут быть водные мячики, водоотталкивающие наклейки, мыльные пузыри. Кстати, последние считаются одной из самых удачных игрушек для аутистов. Выдувание отлично развивает моторику, а праздничный внешний вид стимулирует воображение.
    Набор 4М “Волшебные пузыри”. Позволяет выдувать пузыри невероятных геометрических форм и размеров. Самое интересное, что такой красотой можно любоваться не одно мгновенье, а гораздо дольше. Для этого мыльные пузыри можно на несколько часов заморозить.
    Набор 4М “Наклейки для ванной”. В комплекте 18 водоотталкивающих наклеек в виде различных животных. Они очень яркие, легкие, с приятной пористой структурой. Легко крепятся к любой гладкой поверхности, хорошо отталкивают воду. Игры с наклейками развивают мелкую моторику, помогают расслабиться и сполна насладиться водными процедурами.
  3. Настольные игры – они достаточно просты и в то же время требуют осознанной концентрации, сосредоточенного внимания, социального взаимодействия. Игра подбирается индивидуально под ребенка, в зависимости от его потребностей, интеллекта, коммуникативных возможностей.
    Игра Viga Toys “Домино. Животные”. В наборе 28 элементов, изготовленных из качественной древесины бука. Яркие рисунки животных наносятся вручную с помощью трафаретной печати. Игра учит ребенка социальному взаимодействию, самостоятельному решению проблем, развивает логическое мышление, координацию рук и глаз.
    Игра Viga Toys “Китайские шашки”. Представляет собой упрощенную версию классических шашек. Это стратегическая настольная игра для нескольких участников, которая понравится как детям, так и взрослым. Развивает стратегическое мышление, умение взаимодействовать с коллективом.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРУШКИ

ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ: СОЦИАЛИЗАЦИЯ ШАГ ЗА ШАГОМ

Среди игрушек для детей с аутизмом особое место занимают музыкальные. Их влияние на эмоциональную сферу ребенка гораздо мощнее и масштабнее, чем мы можем себе представить.
Британский музыкант, профессор Университета Рохэмптона Адам Окельфорд, который уже более 40 лет обучает аутичных детей игре на фортепиано, утверждает, что каждый двадцатый его ученик имеет абсолютный музыкальный слух. Для сравнения среди обычных людей такая одаренность встречается примерно один раз на 10 000.
По мнению профессора, занимаясь музыкой, аутичный ребенок постепенно начинает осознавать, насколько звуки связаны между собой, и понемногу учится строить причинно-следственные связи.
Один из самых выдающихся учеников Адама – джазовый музыкант и композитор Дерек Паравичини. Среди его диагнозов не только РАС, но и полная врожденная слепота. Не зная шрифта Брайля и нот, Дерек способен мгновенно воспроизвести любую, даже невероятно сложную мелодию.
Начать музыкальное развитие аутичного ребенка можно с любого инструмента, в том числе с игрушечного.
Игрушка Viga Toys “Пианино”. Ярко-красный клавишный инструмент из натурального дерева для малышей от 18 месяцев. Выглядит и звучит очень реалистично. В распоряжении маленького музыканта 2 октавы (15 белых и 10 черных клавиш). Развивает музыкальный слух, гибкость пальцев, координирует работу рук и мозга.
Игрушка Hola Toys “Ксилофон-радуга”. Это миниатюрный музыкальный центр в виде ксилофона с колокольчиком, мини-барабанами и разноцветными клавишами, на которых изображены животные и цифры. Игрушка координирует работу рук и глаз, развивает ребенка с разных сторон – музыкально, эстетически, интеллектуально.

ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ: КАКИЕ ЗАДАЧИ МЫ РЕШАЕМ

  1. Удовлетворяем особые сенсорные потребности. Нередко родители аутичных детей, из гордости или стеснения, отказываются это делать, особенно в общественных местах. Они боятся лишний раз дать ребенку игрушку, которую можно мять, щупать, ломать, грызть. Забывают, что таким образом ребенок снимает напряжение в стрессовой ситуации, реагирует на необычные тревожные сигналы своего организма.
  2. Учимся общаться, глубоко контактировать. Это, пожалуй, самый трудный навык, на освоение которого понадобится масса времени и терпения. Специалисты утверждают, что начинать нужно с поощрения стимулами. Это может быть любая приятная для ребенка совместная занятость, основанная на его интересах – просмотр мультфильмов, прослушивание музыки, поедание сладостей и т. п.
  3. Целенаправленно работаем над развитием навыков. Это глобальная задача, которую необходимо разбить на мелкие подзадачи. Очень важно на каждом участке работы добиваться положительного опыта и помнить, что приобретенный навык нужно постоянно поддерживать, иначе от него не останется и следа.
  4. Привлекаем внимание к себе, выводим из ступора. Любой ребенок с аутизмом живет как бы в своем мире, из которого его сложно, но возможно вытянуть. Для этого необходимо приучить себя не оставлять аутенка наедине с “конкурентами” – гаджетами, стимминговыми игрушками. Кроме того, очень важно искренне включаться в любую деятельность ребенка, даже если она кажется примитивной и бессмысленной.
  5. Переключаемся от старого занятия к новому. Аутичные дети очень болезненно реагируют на любой новый опыт. Они склонны “зависать” на одной и той же деятельности, привязываться к старым вещам и игрушкам. Чтобы научить аутят спокойно переходить от знакомого занятия к новому, необходимо это делать в комфортном, знакомом месте и в сочетании с любимыми стимулами.

Заниматься с аутичным малышом необходимо в одно и то же время, в эмоционально комфортной среде. Занятия должны стать привычными, регулярными, прочно войти в биоритм детского организма. При таком подходе прогресс в развитии ребенка неизбежен. Терпение и труд, умноженные на доброту и любовь, обязательно принесут свои плоды.

Задать вопрос